02.03.2015 Как правильно торговать свечами?
Как правильно торговать свечами? Данная статья не затрагивает вопросов приобретения или аренды торговой точки, подбора персонала, поставщиков, суммы инвестиций. Все эти вопросы мы сознательно опустили и решили сделать акцент на некоторых ошибках, как начинающих предпринимателей, так и людей с опытом.
Как же правильно продавать свечи?
К нам часто обращаются с вопросом: как правильно организовать бизнес по продаже парафиновых свечей? Этот вопрос и лёгкий и трудный одновременно. Казалось бы, купил продукцию и торгуй! Придёт покупатель, кому какой товар понравиться, то и купит…
Дело, однако, обстоит несколько иначе. Те рекомендации, которые мы предоставим, касаются не только свечного бизнеса, а торговли в целом, с учётом некоторых нюансов данного сегмента рынка.
Итак, начнём с основных ошибок.
Во-первых, не покупайте продукцию по одной штучке! Многие предприниматели, начиная свой скромный бизнес, приобретают товары оптом в довольно широком ассортименте, но по одной штуке, якобы, на пробу, а там время покажет, как товар пойдёт. Заказывают у поставщика широкий ассортимент товарных позиций в самом минимальном количестве, искренне считая, что это и есть покупка оптом. Накладная, в итоге, длинная как портянка, но ни товарного запаса для покупателя, ни оптовой продажи (в классическом понимании) для поставщика не произошло, к тому же ещё, в будущем светит полный хаос с выкладкой на витрине.
Свечи (как и любые другие товары) потому и распределены на разные категории, чтобы вам было легче определиться с выбором в конкретный момент года, т.е. сезонностью или её отсутствием, приближением праздника, специфики вашей деятельности и т.д. (свадебный или флористический салон, например, торгует исключительно своей тематикой, и ничем более, круглый год).
Определитесь вначале с одной-тремя товарными категориями, а уже потом с интересующими вас товарными артикулами в них, следуя двум основным правилам:
- Не всем подходит (из ваших будущих клиентов) и не всех устраивает ваше чувство вкуса, люди разные, прочувствуйте их потребности в процессе своей деятельности, изучите их вкусы и удовлетворите их. Не забывайте также, что на любой товар найдётся свой покупатель, но в своё время и только при условии соблюдения надлежащего товарного вида и присутствия продукции в правильном месте.
- Лучше заказать меньше наименований, но, как минимум, по пять штук (в зависимости от перспективности, размеров и стоимости), чем заказывать огромный, в итоге никому не нужный перечень продукции по одной штучке. Помните, товара должно быть много!!! Предоставьте клиенту выбор и товарный запас. Это привлекает покупателя, формирует к вашему магазину чёткое чувство доверия, а также понимание, что у вас в любой момент времени всегда присутствует широкий ассортиментный ряд (т.е. выбор) и достаточный товарный запас. А это, в свою очередь, на подсознательном уровне, значит, что у вас есть деньги на товар, следовательно, присутствует бойкая торговля. Торговая точка не боится закупать свечей много, значит, продукция пользуется постоянным спросом, а вы являетесь лидером продаж в своём сегменте – маленьком, скромном, но собственном бизнесе.
- Часто задают вопрос: хорошо, а вот если у меня ещё нет подходящего капитала, опыта в данной сфере и сильно рисковать своими кровными денежками я не желаю; лучше возьму разного товара по одной штуке, а там будет видно, что начнёт продаваться. Если у вас такие мысли, думаю, вам не стоит заниматься предпринимательской деятельностью. Идите на завод, работайте в чётком графике, следуйте указаниям своего руководства, каждого 20-го числа ходите в бухгалтерию за зарплатой и не напрягайте свои мозги мыслями, как же получить желаемую выручку и покрыть расходы на содержание торговой точки, а в перспективе – расширить свой бизнес. Бизнес – это риск и тут уже либо играть по полной, либо не делать ставок вообще.
- Помню, как-то при открытии нового торгового центра в нашем городе, я посетил это заведение. Красивый ремонт, удобно размещённые бутики, красивые девушки-продавцы (которые часто одеваются пестрее хозяйки торгового отдела) и на этом фоне – голые, унылые витрины. Спрашиваю в одном из бутиков по продаже обуви: «Где же ваш богатый выбор продукции? Неужели, всё продали в первый же день?». Ответ: «Нет, просто хозяйка сказала, что въезжаем сюда на пробу. Будет торговля, тогда и добавим товар и расширим свой ассортимент. А пока что денег вкладывать не хочется, ситуация не стабильная…». Да ситуация всегда одинаковая! Ты либо в теме, либо нет! Вот чудесно, будь я на месте потенциального покупателя, посмотрел бы на эти пустые полки и подумал: буду заходить сюда регулярно и отслеживать когда же они привезут свои новинки… Нет! Я забыл бы дорогу в этот магазин. Нет товара – нет торговли, нет торговли – нет вас.
- В конце концов, ведь не всем дано трудиться на себя, а только, примерно, 10% населения. Не каждый способен на самостоятельные отчаянные шаги, риск, понимание, что возможен просчёт, с улыбкой оглядываться на свои прошлые ошибки и воспринимать вчерашние неудачи как опыт – самый богатый опыт своей жизни. Лично для меня эти 10% населения – элита, самая высоко адаптированная часть общества. Если завтра будет извержение вулкана, то все погибнут, а они, правда не все, но выживут. Они ничего не требуют от государства, платят налоги и помогают быть на плаву своим подчинённым. Государство же ничего не даёт им взамен, но просит своевременной уплаты налогов…
Во-вторых, не допускайте исчезновения товарных позиций! Другими словами – своевременно оформляйте заказ продукции у своих поставщиков ещё до полной продажи товара с витрины. Это один из самых важных факторов, на который практически никто не обращает своего внимания, кроме крупных торговых сетей и предпринимателей с аналитическим складом ума. Как вы считаете, почему, заходя в супермаркет, вы в любой момент всегда можете найти!!! свои любимые товары в определённом месте? Думаете, это совпадение? Всё происходит само собой? Нет, это всё благодаря знаниям и регулярной работе всего коллектива магазина, а также - поставщика продукции. Они понимают, что клиент запоминает расположение товара на полках, помнит его цену, думает, присматривается; и если, в момент принятия им позитивного решения о покупке клиент не увидит желаемой позиции, скорее всего он больше никогда её не приобретёт и сделает свой выбор в магазине конкурента.
В-третьих, регулярно обращайте внимание на выкладку товара на витрине! Это требование не ново, придумано не мной и полностью относится к сфере маркетинга, а, конкретно, к влиянию витрины на способность покупать ваши товары потенциальными потребителями: привлекать и соблазнять ваших будущих клиентов. Ерунда, скажут некоторые! Главное – цена! Ерунда, ответят вам профессионалы: витрина – лицо вашего отдела. Скажите, вы выходите в общество в пыльной, засаленной одежде; штаны на голове, а рубашка напялена на ноги? Нет, конечно! Мы все одеваемся, следуя определённым правилам. Рубашка должна находиться выше пояса, а штаны – ниже. То же самое касается выкладки. Даже в скромном деле должен присутствовать строгий порядок: не смешивайте товар разных групп и категорий…
На центральной части витрины (самой просматриваемой) должен находиться товар-паровоз, т.е. та продукция, которая наиболее привлечёт вашего покупателя, то, что он чаще всего ищет (свечи для свадьбы, интерьерные свечи), а также сезонные товары, приуроченные популярным праздникам. В свечном бизнесе это Новый год (Св. Николай, Рождество), День Св. Валентина, 8 Марта, Пасха и, особое внимание – День Рождения(продаётся ежедневно и круглый год)! Не поленитесь, закупите товар у поставщика и оформите выкладку на витрине заранее; по-доброму завлеките, заманите своего покупателя. По прошествии праздника, смените основную витрину новой продукцией. Если товар остался (а он у вас однозначно весь не продастся, как ни старайтесь), не стоит огорчаться, у вас уже есть маленький запас на следующий год по старым ценам, а если поработаете с душой, вы сможете заработать достаточно, чтобы с лихвой перекрыть свои остатки.
Мне бы хотелось акцентировать ваше внимание на следующее: выкладывайте на самые видные места не тот товар, что симпатичен конкретно вам, а тот, который потенциально понравиться вашему клиенту. Это нужно прочувствовать в общении со своими покупателями, потому, как вы торгуете не для себя любимого - вы торгуете для клиента, а он ваш ключ к успеху! Вы пытаетесь подобрать к нему нужный подход и удовлетворить лишь его, клиента, желания. Только при такой работе покупатель будет чувствовать вашу искренность и с радостью посещать ваш магазин ещё и ещё. Помните, 20% самого популярного вашего товара будут делать вам 80% основной выручки – это «локомотив», а остальные 80% продукции – лишь 20% всего оборота. То же правило применимо к вашим клиентам.
И напоследок, наши рекомендации вовсе не обязательны для исполнения. Мы понимаем, что у вас, возможно, тоже богатый опыт торговли, сложившаяся практика в работе. Без применения наших правил ваша выручка никуда не пропадёт, не исчезнет… Но, если желаете идти в ногу с прогрессом, хотите строить свой бизнес правильно, знаете, что учиться необходимо всю свою жизнь, легко принимаете добрые наставления, значит ваш маленький бизнес всегда будет хорошей опорой в финансах, а ваши клиенты всегда останутся довольными.
P.S. Дорогие предприниматели! В эпоху прогресса всем уже пора совершать свои покупки в сети интернет. Я понимаю, что ездить на базы к поставщикам или на оптовые рынки за несколько сотен километров – дело привычки, от которой тяжело отказаться. Да и не нужно! Просто попробуйте проанализировать стоимость ваших расходов на доставку, поискать интересную вам продукцию на сайтах украинских производителей или ресурсах по оптовой продаже различных товаров. Поверьте, вы будете приятно удивлены, как много потеряли за время своего не знания, безразличия или недоверия. Не хотите совершать оплату дистанционно, т.к. возможны факты мошенничества? Да, такое действительно бывает, особенно, если вы совершаете покупку на сайте-страничке. Компании бывают разные, а их сотрудники с разной жизненной позицией. Но подумайте сами, есть ли резон обмануть вас однажды, когда вы покупаете продукцию в интернет магазине, который стоит больших денег? Люди годами зарабатывали свою репутацию, вложили в создание сайта достаточно средств, размещают новинки и делают слайд-шоу, создают множество страниц с реальной продукцией, дорожат своим доменным именем (названием сайта), регулярно инвестируют в раскрутку своего ресурса. И всё для чего? Чтобы однажды обмануть вас на сумму, которая и на процент не покроет расходов на создание их детища? Да одна ваша жалоба и уже идёт падение рейтингов, потом свой сайт не обнаружишь и на десятой странице в выдачах. Наши рекомендации: если действительно боитесь за оплату, покупайте первые партии в малых объёмах. Это вас обезопасит и создаст полное мнение о вашем поставщике. Но, если хотите заполнить витрины качественно, совершайте покупки чаще и регулярнее. Если вы планировали покупку тысячи позиций, а реально выставили сорок, то не пеняйте на продукцию, она здесь не причём - это всего лишь ваш неправильный менеджмент.
Добавлю только одно, наш магазин Natali Candles гарантирует отправку продукции своим покупателям. Мы искренне дорожим каждым своим клиентом! Мы действительно желаем вам хороших продаж, развития свечного рынка Украины, как это произошло в Европе и других развитых странах.
Всем крепкого здоровья и успехов в торговле!
Автор статьи: администратор сайта candles.com.ua Дмитрий Ермак
|